Дополнительно:

Мероприятия

Новости

Книги

«Система координат. Открытые лекции по русской литературе 1950–2000-х». Товарищество мастеров искусств «Осумасшедшевшие безумцы»

Явление аудитории герою

Не единожды сказав публично и написав в нескольких текстах, что характер литературной жизни столицы сильно изменился в отнюдь не радующую меня сторону, ещё раз, пользуясь случаем, проиллюстрирую эту мысль. Случай же подвернулся такой: Данил Файзов попросил меня написать о прошедшем 16 октября в клубе «Китайский летчик Джао Да» вечере из цикла «Система координат», в тот раз посвященном Товариществу мастеров искусств «Осумасшедшевшие безумцы», и я согласилась. Прежде всего, из уважения к покойному Мирославу Немирову, и ещё больше — к его вдове Гузель Немировой, бывшей в тот вечер, как сказано в описании этого цикла, «основным докладчиком, рассказывающим о рассматриваемом явлении». И, разумеется, из уважения к самому Файзову, поскольку он до сих пор верит — на мероприятие такого рода придёт большое количество публики, а что он верит, вытекало из очевидного: на известной всем веранде всем известного клуба в пространстве между столиками были поставлены ряды стульев.

Увы! Пустовали не только эти стулья, но и большинство столиков, на всевозможных чтениях ломящихся от пишущей публики. Как говорится, много званых, да мало избранных. Не хочу никого ни в чём упрекать, ни к кому не взываю и никого ни к чему не призываю, а только печально (для себя) констатирую тот факт, что нынче такой вот период нашей литературной жизни: всё меньше и меньше посещаемость мероприятий, посвященных теории и истории, во всяком случае, тех из них, которые проводятся в обычном формате — серьёзный доклад, иллюстрирующие его видео, фото и воспоминания участников и очевидцев, понеже таковые имеются.

Очевидцы в тот вечер были именитые и отнюдь не отличающиеся склонностью вызывать у публики скуку: Родионов, Емелин, Данилов, Курбатов… Конечно, они были рады повидаться и искренне приносили свои благодарности и Мирославу Немирову, и случаю, который свёл их в своё время с этим удивительным человеком… но говорить всё это полупустым залом… хотя, повторяю, они все были очень искренни.

Четвёртый год занимаясь организацией мероприятий описываемого типа, я не вижу способа изменить ситуацию к лучшему. В интернете сейчас есть практически вся информация, включая мультимедиа, о недавних, но уже исторических событиях. Главное же, жизнь меняется настолько кардинально и настолько стремительно, что основной задачей становится — успеть охватить то, что связано с насущными проблемами настоящего момента. Бог с ним, с прошлым, особенно с тем, что связано с личностями, деяния которых растворились в настоящем и живут, развиваясь по новым законам. Пусть покоятся с миром, тем более что заслуги их все с благодарностью помнят.

Больше двух месяцев, время от времени подтверждая свою готовность написать этот текст, я вспоминаю великолепный доклад Гузель Немировой, который она мужественно читала перед немногими слушателями. Об истории Осумбеза, основанного Мирославом Немировым в 2002 году в Москве и о предыстории, связанной с деятельностью Немирова вдали от столицы, об электронном журнале «Топос», у истоков которого стояли Мирослав и Гузель Немировы и Софроний, о сути манифеста Осумбеза, провозгласившего романтизм без культа превосходства над толпой — только над продажной сволочью, направленный против истеблишмента и ратующий за живое и естественное, понятное и интересное парням с улицы, за организацию гражданского общества.

Слушая всё это и глядя на фото и видео, где мелькали лица осумбезцев, я думала о том, что времена романтизма, судя по всему, наконец-то прошли, хотя Владимир Вейдле и говорил о его бессмертии — во всяком случае, до тех пор, пока не явится принимаемая всеми единая картина мира. Видимо, она таки явилась — в виде прагматизма во всё более интернетизирующемся мире. В самом деле, происходящее в тот вечер в клубе «Китайский летчик Джао Да» наверняка давно можно посмотреть в сети, приобщившись к одному из  «важных для литературы явлений, которые ещё не описаны в учебниках и не до конца осмыслены филологами» — именно так именуются явления, рассматриваемые в цикле «Система координат». Лично я не удивлюсь, если видео того вечера посмотрели многие, и если посмотрели немногие — тоже не удивлюсь, такое вот пока не очень понятное в своём функционировании гражданское общество у нас сложилось, интернетизированное, если так можно выразиться.

Вечная тебе память, неисправимый до конца своей жизни романтик Мирослав Немиров! Судя по словам Гузель Немировой, им интересуются многие — связываясь с ней по интернету. Ну, а как же иначе, в наше-то прогрессивное время.

В заключение же хотелось бы напомнить о своём давнем тексте, написанном также для ресурса «Культурная инициатива» ещё в марте 2011 года — об одном из вечеров цикла «Спасибо скайпу» и вошедшем затем в лонг-лист премии «Московский наблюдатель» (хотя я до сих пор считаю, что он заслуживал шорт-листа). Там я, рассказывая о вечере Владимира Гандельсмана, в котором он участвовал по скайпу, пишу: «То, что раньше существовало только на страницах научно-фантастических романов, становится рабочей повседневностью. Сообразно этому остаётся ждать, что через некоторое время передаваться будет не плоское изображение, а пространственное, а ещё через некоторое — герой вечера будет прибывать на него с помощью нуль-транспортировки и после его окончания тем же способом отбывать обратно». Сегодня, спустя почти восемь лет, я поражаюсь собственному тогдашнему оптимизму и задаюсь таким вопросом: герой-то, может и явится, хотя и в этом я уже не очень уверена, а вот аудитория… явится ли она, даже при наличии нуль-транспортировки или чего-то  даже более прогрессивного и быстрого?

Людмила Вязмитинова

Китайский летчикСистема координат 

02.04.2019, 2491 просмотр.




Контакты
Поиск
Подписка на новости

Регистрация СМИ Эл № ФC77-75368 от 25 марта 2019
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

© Культурная Инициатива
© оформление — Николай Звягинцев
© логотип — Ирина Максимова

Host CMS | сайт - Jaybe.ru