Дополнительно:

Мероприятия

Новости

Книги

Памяти Германа Виноградова (19 декабря 1957 — 25 февраля 2022)

Андрей Полонский

Музыкант, художник, маг, теург

25 февраля умер Герман Виноградов. С ним вместе ушла целая эпоха московской жизни, той свободной Москвы рубежа столетий, которая теперь существует только в нашей памяти.

Герман — музыкант, художник, поэт, акционист, человек-Вселенная, человек-Радость, был плотью от плоти единственного русского битнического поколения, которое жило и полноценно работало и в советском андеграунде, и в постсоветской России.

Он всегда был своего рода духом Москвы, первым свидетелем перемен и перерождений великого города. Родился в 1957-м. Жил на углу Земляного Вала и Воронцова поля. Много лет учился на архитектора практически напротив дома, в землеустроительном институте. На учёбу, как и многие из нас, плевал с самой высокой колокольни.

Уже в конце 1970-х Виноградов увлёкся идеями полузабытого нынче Порфирия Иванова — дедка, пропагандировавшего бессмертие через морозоустойчивость и голодание. Иванов-то в конце концов всё-таки умер, но ученики его не смутились. И Герман тоже ни капли не смутился. Он обливался водой в холода. Ходил зимой в трусах по Садовому. Пугал обнажённым торсом тётушек с баулами на Курском вокзале. В майке и шортах играл музыку на собственной крыше при жутком ветре в двадцатиградусный мороз. Вершиной этого движа стало самое высокое обливание водой в мире 1 февраля 2012 года на 66-м этаже Башни «Федерация». Если бы там был 666-й этаж — это был бы 666-й.

Герман великий и весёлый был провокатор.

В поле зрения историков искусства он начал попадать с середины 1980 годов. Сперва это была группа «Детский сад» . Иванов, Г. Виноградов, Н. Филатов, А. Ройтер). Потом — с Б. Юханановым — «Суффикс ЧК», потом «Вино и Хлеб» и галерея «Грибонд». В середине 1990-х — «KWAKUUM» (совместно с В. Мельниковым и А. Кравченко).
Вершиной собственно музыкального творчества Германа стала команда «Гроздья Виноградовы», куда вошли музыканты «Звуков Му» — А. Липницкий со товарищи. Играл Герман и в  «Отзвуках Му». Много чего было, и перформансы по всему миру, и поэтические книжки, и фильмы, и самые разнообразные акции. Но главное, Герман всегда чувствовал себя магом, теургом. Он вводил первоэлементы в свои мистерии, играл с водой, огнём, землёй и воздухом на равных, и порой на его еженедельных перформансах казалось, что духи подыгрывают ему.

Долгие годы его квартира, полная звуковых скульптур, была круглосуточно звучащим музыкальным инструментом, и каждый, кто туда приходил, любым своим движением, дыханием, словом участвовал в создании вечной музыки.

И всё же главным произведением Германа Виноградова стала его собственная жизнь, образ, идеально вписанный в эпоху и пейзаж. Нам будет очень не хватать этого образа в настоящем и настающем времени, но представить себе его в нынешнюю эпоху почти невозможно.

Герман, нам было теплее и лучше, когда ты был рядом с нами.

 

Вера Сажина

Созидатель

От нас ушёл Герман Виноградов.

Это великий художник, поэт и мистагог.

Совсем недавно он подарил мне свою последнюю книгу стихов «Вздоры».

Гарик — творец Бикапо, мистерии железа, огня и воды, звучавшей в Москве каждое воскресенье несколько десятилетий, а также в Европе, Америке, Африке и Азии и даже среди китов в океане.

Впервые я увидела Бикапо в середине 1980-х. В огромном помещении где-то  в центре Москвы Герман, сосредоточенный и прекрасный, давал в темноте каждому в руку кусок льда и проволоку. Потом началось такое! Звоны и голоса. На улице была гроза, страшный ливень, когда мы туда пришли.

Вскоре мы подружились, Гарик пришёл ко мне на улицу Осипенко смотреть моих кукол. А чуть позже, в 1995 году я сама стала участницей Бикапонии Небесного Леса, которую Гарик проводил уже на Садовом кольце. В течение многих лет я каждое воскресенье приходила и пела нежными голосами, а в огненной части экстатически кричала и била в барабан.

Мы сделали кучу перформансов со стихами, пением и звуками: на льду Москвы-реки, у жёлтых песков Оби, на крыше высоких зданий, на холмах у Плещеева озера, умножить на сто.

Потом мы ещё участвовали в рок-н-рольных проектах, началась новая жизнь с её приключениями.

В присутствии Гарика у многих людей раскрывалась творческая сила. Вокруг него собирались толпы, он был ярчайшим гением, и это правда. Многих друзей, близких по духу я встретила в окружении Гарика.

Это целая культурная среда, мир, особенный, который ещё предстоит оценить и понять.

Гарик был моим другом почти сорок лет.

Светлая память.

 

Дмитрий Барабаш

Слово о любимом друге

Боль потери временна и закономерна.

Ушёл живой — друг, человек, собеседник.

Радость — бесконечна.

Обрёл целостность образ великого художника, не нарушившего гармонию, энергетическую сферу добра и света ни на одном из поворотов судьбы.

Произведение получается тогда, когда удаётся сохранить творческую энергию навсегда. Гений возникает тогда, когда вся жизнь, все произведения, вся энергия добра и света соединяются в едином образе.

Именно таким останется Герман Виноградов для тех, кто его знал, для тех, кто будет знакомиться с ним через сто, двести, триста лет.

Его путь на Земле — назидание нам, идущим рядом, следом, делающим выборы, ищущим истину.

Я вспоминаю о Германе с радостью, теплом и улыбкой. Он сумел совершить величайшее чудо — подарить свой образ людям.

Художник, музыкант, поэт, перформер, мистериограф, скульптор, рокер, бард, импровизатор, владыка стихий, железяка, мурлыка, последователь Порфирия Иванова, обливавший себя ледяной водой в лютые морозы на берегу Садового кольца, на углу Земляного вала и Воронцова поля.

Можно до бесконечности перечислять его акции, спектакли, мистерии, людей, с которыми он вступал в творческие союзы, диалоги, галереи и коллекции, в которых выставлялись и выставлены его произведения.

Всё это происходило и дарилось без скупого трепета — легко, как свет — берите, радуйтесь, наслаждайтесь. Не требовало наград.

Их и не было, как это часто водится на Земле.

Теперь пришло время собрать и воздать. Воздать любовью, добром и радостью.

Только любовь! Только свет! Только творчество!

 

Евгений Сулес

Перформанс длиною в жизнь

Гарик… Герочка… Герман.

Нас познакомил редактор моей первой книги Владимир Степанов (ныне, увы, тоже покойный). «Женя, — сказал он в своей особой, вкрадчивой манере изъясняться, — а не хотите, чтобы презентацию „Ста грамм мечты“ на книжной ярмарке сделал Герман Виноградов?» Так я впервые услышал о Германе. Это был 2012 год (прекрасное, как оказалось, время).

Герман пришёл на вечер в  «Дом у дороги», там и познакомились. Высокий, импозантный красавец — лысая голова, борода, усы а-ля Дали, красная кожаная куртка. Народу было много, и все, как сговорившись, спрашивали: «А кто это?» Со сцены летел радостный новоорлеанский джаз от  «Moscow Ragtime Band», виски лился рекой, но Герман в тот вечер не выпил ни капли. Потом с нежностью вспоминал, облизываясь подобно своему коту Ваське: «У Жени тогда хороший был, двенадцатилетний!»

После много раз бывали у него дома на Воронцовом поле. Приходили на квартирники, Герман читал стихи, пел песни, на басу — Александр Липницкий: «Море; на дне дядя Боря…», слушали Бикапо, залезали на крышу, смотрели на Москву. Там вид такой открывался — будто Герман старик Хоттабыч, и мы зависли на ковре-самолёте над городом, который он очень любил.

Оттуда был виден роддом в Шелапутинском переулке — оказалось, что там родился и Герман, и моя жена. Они потом, когда виделись, называли друг друга «шелапутинскими» и очень радовались. Герман вообще умел радоваться.

Всегда, когда проходил мимо, смотрел на его балкон: здесь живёт Герман. Как Карлсон на крыше. И буду всегда смотреть и показывать тем, с кем буду проходить, окна Германа.

В этой квартире Герман родился и прожил всю жизнь. Вначале это была коммуналка, а потом полностью стала его вотчиной. Там перебывала половина творческой Москвы, там плакал Терри Гиллиам.

Когда я попал туда впервые, меня больше всего поразило, что Герман там и жил, среди своих труб и трубок, огненных горелок, железных листов, всего, из чего он извлекал звук. Это не было место, куда он приводил людей на шоу, а потом ехал домой в обычную квартиру. Бикапо было не каждое воскресенье в шесть часов вечера. Бикапо длилось всю его жизнь. Наверное, нельзя сказать, что Герман был большой поэт или большой музыкант, но из того, что ему было дано, он смог выжать даже не все сто, а двести процентов. Двести грамм мечты… Герман саму жизнь сумел превратить в произведение искусства. Такой перформанс длинною в жизнь.


Игорь Лёвшин

Бикапо, Дада, хохороны

Слова «красивый» и  «симпатичный» обычно плохо уживаются вместе. Гарик и очень симпатичный человек, и очень красивый. В молодости вообще что-то  невероятное: атлет, но не качок. Когда он погружал себя в воспоминания рюмочкой-другой, через фразу звучало «ну и я на сцене, голый — как обычно». Сам красивый, красивые дети, красивые родители, красивые перформансы и мистерии. Симпатичный человек Гарик ходил на все заседания таганского суда — поддержать Аню Альчук и других друзей. Босиком, разумеется.

Я уговаривал друзей: давай, свожу на Бикапо к Гарику. Такое надо увидеть хотя бы раз в жизни. Сам я несколько раз бывал и пару раз участвовал. Это обухом по балде, но таким ласковым эстетическим обухом. На Бикапо кто только не побывал: Теодор Курентзис и Терри Гиллиам, например. Ужасно, если эта самая удивительная из московских квартир не станет музеем.

Гарик был влюблён в дадаизм настолько, что назвал дочь Василиса Дада. Его стихи существовали в маленьких книжечках, которые издавал Илья Китуп. Но их надо бы слышать. И это возможно. Есть много записей аудио и видео. Есть видеоинтервью и даже видео Гарика, рисующего в реальном времени иллюстрации к стихам, которые ему читает Лёня Жуков.

Главным его шедевром стали собственные хохороны (прощание в ритуальном зале ЦКБ). В огромном зале с высоким потолком зазвучали его любимые железки, ракушки, сирена. Мистерия длилась больше часа. Наконец, под рукоплескания гроб с Гариком отбыл в неизвестном направлении. Это был самый светлый день в это мрачное время. Это не чёрный юмор, а правда.

 

 

Скорбим 

06.03.2022, 1197 просмотров.




Контакты
Поиск
Подписка на новости

Регистрация СМИ Эл № ФC77-75368 от 25 марта 2019
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

© Культурная Инициатива
© оформление — Николай Звягинцев
© логотип — Ирина Максимова

Host CMS | сайт - Jaybe.ru