Дополнительно:

Мероприятия

Новости

Книги

Координаты большой литературы. Геоинформационный проект ГМИРЛИ имени В.И. Даля раскрывает пространственный мир прозы Виктора Астафьева

Виктор Астафьев, один из самых «географических» писателей XX века. Его творчество почти полностью автобиографично, поэтому места, связанные с его жизнью и путешествиями обязательно становились художественным пространством его произведений. «Астафьевская география» России объемна и многогранна, а в случае Сибири уникальна. Каждая географическая реалия – не только Енисей, но и маленькие неизвестные широкой аудитории речки (Сисим, Опариха, Виви и др.) и поселения – преображается через призму авторского восприятия, становится художественным образом, и, в свою очередь, задает «оптику» видения самой реальности.

 В произведениях Астафьева совмещаются общероссийское и «сибирское» измерения истории; создается полноценная и многогранная картина жизни XX века: от мира традиционной деревни 1920-х годов до советских строек 1930-х, до жизни 1970-х и 1980–1990-х годов. Интересно, что география становится важнейшей смысловой гранью произведений писателя, посвященных Великой Отечественной войне («Пастух и пастушка», «Прокляты и убиты» и др.). Их герои обязательно характеризуются и своим географическим происхождением, определяющим их культурно и психологически: от Енисейска (столицы сибирской интеллигенции) до поселка Шурышкары на Ямале, на Нижней Оби, от Тобольска до старообрядческих поселений на Алтае и т.д., и т.п.

Астафьев, безусловно, продолжает великую традицию русского литературного природоописания: И.С. Тургенев,  И.А. Бунин, М. М. Пришвин и другие, создав свою уникальную художественную версию природного мира. Астафьевская Сибирь в глазах читателей стала одним из самых привлекательных образов природы России и примером экологической художественной рефлексии. Астафьевское восхищение красотой сибирской природы сочетается с глубокой обеспокоенностью писателя ее экологическим состоянием.

Особую роль в «географизме» творчества Астафьева сыграл уникальный литературный жанр, созданный писателем — «затеси», перекликающийся с известными жанрами «фрагмента», «лирической миниатюры», «микро-новеллы». В них личные впечатления от путешествий, охоты, рыбалки и писательских командировок превращаются в художественную «мозаику» российского пространства.

«Энциклопедическое» представление географического измерения произведений Астафьева дополнено визуальным рядом — фотографиями (в том числе из фондов ГМИРЛИ имени В.И. Даля), представляющими географическую реальность, описанную писателем. С одной стороны, они позволяют убедиться в потрясающей точности и скрупулезности астафьевских описаний ландшафта и природной жизни (так, писатель упоминает около 160 видов растений, произрастающих в Сибири). С другой стороны, в сочетании с текстами Астафьева они будят воображение, развивают «оптику» восприятия мира и подталкивают к собственным путешествиям по Сибири и России и к собственным опытам художественного отражения мира, как визуальным, так и словесным.«Астафьевская Россия» — это современный инструмент для исследования того, как географическое пространство преображается в художественный текст. Каждая координата на карте становится точкой входа в сложный мир взаимодействия места, изображения и слова, формируя энциклопедическое представление творческого универсума писателя. Проект предлагает новый формат работы с литературным наследием для исследователей, педагогов и всех, кто интересуется пространственным измерением русской литературы.

 

Литературные проектылитература онлайн 

29.11.2024, 472 просмотра.




Контакты
Поиск
Подписка на новости

Регистрация СМИ Эл № ФC77-75368 от 25 марта 2019
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

© Культурная Инициатива
© оформление — Николай Звягинцев
© логотип — Ирина Максимова

Host CMS | сайт - Jaybe.ru